Зима в Сванети – подробности о лыжных курортах

Зима в Сванети – подробности о лыжных курортах

О Сванети уже давно не охают, мол, как далеко, бог знает, как добираться. Регулярные рейсы (6 раз в неделю из Тбилиси, 2 в неделю из Кутаиси) сделали регион доступнее, да и дорога от Зугдиди до Местии уже не так страшна, как раньше: меры против обвалов предпринимаются очень оперативно.

В последний раз я была в Сванети в декабре 2017, чтобы посмотреть, как зимние курорты готовятся к старту сезона. Сезон продолжается там, как минимум, до конца апреля, хотя находились и отчаянные ребята, которые спускались по склонам Тетнулди 10 июня 2017 года.

Хочу рассказать вам о зимнем отдыхе немного подробнее. Я пока не катаюсь, но все трассы прилежно осмотрела, в гостиницах пожила и на всех видах транспорта поездила. Так что буду рада помочь вам спланировать поездку!

ПОЛЕТ В МЕСТИЮ

Перелеты в Местию осуществляет компания Vanilla Sky. Полет чем-то напоминает сверхзвуковую маршрутку – не потому, что водитель мечтает умереть и увезти пассажиров с собой, а потому, что самолет крошечный. Это стоит учесть, когда вы задумываетесь о Сванети, потому что билеты достать бывает трудно. Бронируйте заранее!

Цена перелета Местия – Тбилиси/Натахтари65 лари. Рейсы осуществляются шесть раз в неделю, кроме субботы. Трансфер из Тбилиси до аэропорта Натахтари включен в стоимость билета!

Перелет между Кутаиси и Местией совершается по понедельникам и пятницам; цена вопроса – 45 лари.

Время полета смехотворно коротко по сравнению с наземным путешествием: 50 минут против 9-10 часов. Поездка поездом до Зугдиди и оттуда машиной займет около 10-11 часов.

С высоты видно не только сванские деревни вокруг Местии, но и самую высокую деревню Европы, Ушгули, нереально красивый Кавказ (Большой и Малый; тут-то вы и поймете разницу!) и вершины Ушба, Шхара и Казбеги.

Информация о том, как добраться до Сванети поездом и автобусом, есть в этой статье.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ В СВАНЕТИ

Количество мест, где можно остановиться в Сванети, растет с удивительной скоростью. Пять лет назад найти что-то приличное было очень сложно, а сейчас, наверное, уже у каждой второй семьи есть гестхаус или домашняя гостиница.

Если я путешествую сама и полностью за свой счет, то я обычно останавливаюсь в каком-то из этих мест:
– Гестхаус Тамуны (Tamuna Kviciani) в Бечо (оттуда летом отлично ходить в небольшие походы),
– VILLA Gabliani в Местии,
– Homestay “Zhareda” в Ушгули, у Заура и Марехи Нижарадзе.

Но бывала я и в других. Среди них могу посоветовать:

– Hostel Kakuchela в Латали, детище Ксении Парджиани,
– Семейный отель Ларисы Маргиани в Местии (обязательно посетите их фамильную башню и Mузей Маргиани – средневековый зимний дом целого рода,
– Grand Hotel Ushba в Местии (у них есть тепло и свет, даже если вся деревня обесточена).

Это – простые, душевные отели с домашней обстановкой.

А если вам еще и хочется безумных видов, просторных террас для впечатляющих фото (признайтесь, мы все этим грешим)), ресторана и бара – и все в одном, то вам нужно в два самых крупных отеля в Сванети:

– Hotel Tetnuldi – в самом его сердце находится уютная гостиная-бар с камином и видом на башни. Замечу, что когда я останавливалась там в декабре 2014, у них были перебои с отоплением. Так что уточняйте заранее.

– ბანგურიანი მესტიაში • Banguriani in Mestia – мои декабрьские фото сняты в этом отеле. Он состоит из нескольких двухэтажных коттеджей – все комнаты простые, теплые и комфортные, но в ванной зимой холодновато. Хачапури, который там подавали на завтрак, – один из вкуснейших в моей жизни. И да, в целом цены в ресторане Бангуриани приличные, вы точно не разоритесь, прилично поев и выпив бокал вина или бренди.

Я надеюсь расширить свой список отелей в будущем – мешает только одна чисто грузинская штука: когда останавливаешься где-то и становишься друзьями с семьей, трудно «перейти» к кому-то еще.

ЛЫЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Горнолыжный курорт Хацвали в двух словах и цифрах:

– 10 – 15 минут езды от Местии на машине, 5-7 минут на новой канатной дороге от Местии до Хацвали;

– стоимость трансфера: 100 – 120 лари за аренду Делики, лучшей машины для сванских условий. Трансфер можно организовать заранее, а можно встретиться с другими туристами, которые обычно стекаются на площадь Сети в Местии, и договориться насчет совместной поездки;

– 4 подъемника (2 кресельных и 2 бугельных подъемника, верхняя станция находится на горе Зурулди на высоте 2347 метров),

– Ски-пасс на 3 подъема – 15 лари, ежедневный ски-пасс – 40 лари, недельный пасс – 232 лари.

Горнолыжный курорт Тетнулди в двух словах и цифрах:

– 20 – 30 минут езды от Местии,

– стоимость трансфера: 100 – 120 лари за Делику,

– 5 лыжных подъемников (4 кресельных подъемника и 1 бугельный, средняя станция находится на высоте около 2600 метров над уровнем моря)

– Ски-пасс на 3 подъема – 15 лари, ежедневный ски-пасс – 40 лари, недельный пасс – 232 лари.

Местные жители сказали мне, что на Тетнулди они не классифицируют трассы как синие, красные и черные. Они говорят: для начинающих, для продвинутых, для профессионалов и для сумасшедших.

ГДЕ ПОЕСТЬ И ВЫПИТЬ

Тут я вам не большой помощник: выбор ресторанов в Сванети уже существует, но он очень очевиден. Все идут в ресторан Laila на площади Сети в Местии. Это самое центральное место с достойным набором грузинских блюд. Многие рестораны обозначают себя как «кафе» на Google maps, но не ожидайте от них изысканного интерьера или утонченного меню. Вкусная домашняя грузинская еда. Все.

Думаю, каждый сван будет настаивать, чтобы вы попробовали кубдари, традиционный мясной пирог из этих мест. Упаси Боже назвать его хачапури с мясом! Запомните: хачапури – это исключительно сыр.

Если мясо вы не едите, то как раз сванский хачапури с местным соленым сулугуни, чвиштари (кукурузная лепешка с сыром) или картошка со сванской солью придутся вам по вкусу. Особенно, если вы провели целый день на лыжах или доске.

Чтобы попробовать лучший кофе на всех горных просторах Грузии, вам придется найти маленький парк на Сети, стать к нему лицом, повернуть направо и пройтись пару десятков метров до замечательного кофешопа под названием Erti Kava. Открытое прекрасно окартвелившимися иностранками, это место просто очаровательно. Там вам предложат не только «обычный» кофе, но и аэропресс, и сезонные лакомства вроде глинтвейна, какао с маршмеллоу и кофе с пряностями.

Если пройтись чуть дальше по главной улице Местии, можно обнаружить кафе с десертами (Rea Dessert Café) – такую роскошь четыре года назад я не могла себе и представить. Тогда, в первый мой приезд, купить варенье или конфеты и выпить их с макнескафе было уже круто. Неподалеку с раем для сластен находится и локально известный бар Buba, где местные и путешественники часто зависают вместе.

Если вы оказались в Сванети, почти нет шанса, что вы не попадете в один из самых высоких ресторанов Грузии на горе Зурулди. Даже если вы не катаетесь на лыжах или сноуборде, поднимитесь на курорт Хацвали ради воздуха и панорам, и дополните эстетическое удовольствие горячим кубдари с чаем или глинтвейном.

(Ну вот, слышите, я сама советую вам кубдари, хотя мясо не ем. Коварные сваны и их soft power! Признаюсь: обычно там наверху я заедаю вино чвиштари. Люблю я эти калорийные лепешки, грешна).

Если же вы остановились в Латали, а не Местии, то все дороги приведут вас к Ксении Парджиани, которая и правда привнесла свежие веяния в местную жизнь.

А о том, чем заняться в Местии и Сванети помимо катания зимой и походов летом (кроме кубдари и чвиштари), я расскажу вам в отдельной статье. Будьте на связи!

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.

Winter in Svaneti – Ski Resorts and More

Winter in Svaneti – Ski Resorts and More

Winter in Svaneti – Ski Resorts and More

Svaneti region is not that “oh wow, it’s so far!” anymore. The regular flights (6 times a week from Tbilisi, 2 times a week from Kutaisi) made it closer, and the road from Zugdidi to Mestia is not that scary, as it used to be before its renovation.

I went there in December to see the preparations to the winter season which usually lasts till the end of April, even though in 2017, several fantastically crazy people have skied on Tetnuldi mountain on the 10th of June.

Wanted to tell you more about the winter holidays in Svaneti. I am not a skier yet, but I’ve been there, rode all the lifts, lived in different hotels and traveled with different vehicles. Would be happy to help you planning you trip!

FLYING TO MESTIA

A flight with Vanilla Sky to Mestia resembles to a ride with an ultrasonic marshrutka – not because the driver wants to die and take you to hell with him, but because the plane is tiny. Think about it, when you will consider going to Mestia: it’s quite hard to get at least one ticket.

The price of Mestia – Tbilisi/Natakhtari flight is 65 lari. It is scheduled every day except Saturday. The transfer from Tbilisi to Natakhtari airport is included into the ticket price.

The flight between Kutaisi and Mestia is scheduled on Mondays and Fridays and costs 45 lari.

You cover the distance between the regions in 50 minutes. With the car, it would be 9-10 hours. With a train and a car – also around 10-11 hours (train to Zugdidi, than a minibus or a taxi up to Mestia/Becho/Latali).

From above, you see not only Svan villages around Mestia, but also the highest village in Europe, Ushguli, the epic Caucasus (Greater and Lesser, see the difference at the third picture) crowned by Ushba, Shkhara and Kazbegi peaks.

The information about the train and bus to Svaneti and all around Georgia are in this article.

PLACES TO STAY

The amount of accommodation units in Svaneti is growing and multiplying. Now every second family has a guesthouse or a homestay, while 5 years ago finding a decent bed and breakfast was challenging.

If I travel alone, I usually stay in:
– Tamuna Kviciani ‘s Guesthouse in Becho community,
– VILLA Gabliani in Mestia,
– Homestay “Zhareda” in Ushguli of Zaur and Marekhi Nizharadze.
I also saw the other places. Among them, my favorite are:

– Hostel Kakuchela run by Ksenia Parjiani in Latali,
– Family hotel run by Larisa Margiani in Mestia (also a great chance to visit a real Svan tower and Margiani’s Museum – the medieval winter house of the family),
– Grand Hotel Ushba in Mestia (they have heating and electricity, even when the whole village has no).

Those are simple, warm places for simple people.

If you also want fantastic views, nice terraces to take cozy photos (let’s confess that many of us have those guilty pleasures), plus restaurant and bar that have nice things to offer, I’d say that there are two hotels in Mestia that can fit into this category:
– Hotel Tetnuldi – its most pretty part is common room/bar with the fireplace. Though, once I stayed there in December 2014, they had problems with heating.
– ბანგურიანი მესტიაში • Banguriani in Mestia – my recent photos are from there. It consists of several two-storey cottages – all rooms are comfy, but the bathrooms are colder than the living space, I should confess. The khachapuri I ate there for breakfast was one of the best in my life. Banguriani also has an on-site restaurant with decent prices, and I liked their food.

I hope to discover more, but usually after I stay somewhere once and become friends with the owners, I keep coming back. This is a very Georgian thing.

SKIING FACILITIES

Hatsvali ski resort in two words and numbers:

– 10 – 15 minutes drive from Mestia, 5-7 minutes on the new ropeway from Mestia to Hatsvali;
– price of transfer: 100 – 120 lari/Delica car, which is the best. Delica can be arranged in advance or shared with the other tourists who usually flock to Seti Square in Mestia for information and getting together;
– 4 ski lifts (2 chair lifts and 2 ski tow, the upper station is at the Mount Zuruldi, at 2347 meter a.s.l.)
– 3 rides pass – 15 lari, daily ski pass: 40 lari, weekly pass – 232 lari.

Tetnuldi ski resort in two words and numbers:

– 20 – 30 minutes drive from Mestia,
– price of transfer: 100 – 120 lari/Delica,
-5 ski lifts (4 chair lifts and 1 ski tow, the middle station is at approximately 2600 meter a.s.l.)
– 3 rides pass – 15 lari, daily ski pass: 40 lari, weekly pass – 232 lari.

The locals told me that at Tetnuldi they don’t classify the pistes as blue, red and black. They say: for the beginners, for the advanced, for professionals and for crazy

PLACES TO EAT AND DRINK

This time I won’t help you that much: the choice in Svaneti is getting better, but still it is all very obvious. Everyone goes to Laila at Seti Square in Mestia at least once – the most central place that has decent traditional menu. Mostly the food spots call themselves “café” at the Google maps, but don’t be deluded: it’s rather restaurants that serve homemade Georgian food. Nothing too fancy.

I think every Svan will insist that you taste kubdari, the meat pie that is originally from Svaneti. If you eat meat, go for it! If not, I should say that khachapuri with local sulguni cheese, chvishtari (cornbread with cheese) or even simple Svanetian potato with greens and Svanetian salt can taste well (especially after the day outdoors).

If you want the best coffee in the whole mountainous areas of Georgia, stand with your face to the little park at Seti, turn right and walk around the corner to find a fabulous coffeeshop called Erti Kava. Opened by well-Georgianized non-Georgians, it has a huge menu that has not only “normal” coffee, but also aeropress and seasonal delights like cocoa with marshmallows, coffee with spices, grogs and mulled wine.

If you follow the main street, you will be surprised by the café that serves desserts (Rea Dessert Café) – I couldn’t imagine such things four years ago, as I got to Mestia for the first time. Nearby, there is also a bar called Buba that gathers a lot of younger locals and all kinds of travelers.

A visit to one of the highest restaurants of Georgia on Zuruldi Mount is inevitable, if you go up to Hatsvali ski resort. But even if you don’t ski, THAT panorama and hot kubdari with tea or mulled wine will be the proper thing.

If you stay not in Mestia, but in Latali community, all your road will lead to Ksenia Parjiani, who has brought modernity to the local lifestyle.

What to do in Mestia/Svaneti in winter besides skiing, getting crazy about the views and eating kubdari? That deserves a separate article. Stay tuned!

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *