Кухня Восточной Грузии: чем полакомиться с вином

Кухня Восточной Грузии: чем полакомиться с вином

Сезон сбора винограда, который на грузинском называется «ртвели», уже совсем не за горами, а значит, пора планировать осеннюю поездку в Грузию. О вине мы, разумеется, говорили, и еще расскажем отдельно, а пока – небольшой рассказ о восточногрузинской кухне для разогрева аппетита!

Между Западной и Восточной Грузией лежит Сурамский хребет. Именно на пути через него вы можете отведать кое-что, чего в такой концентрации нет больше нигде в Грузии. В поселке Сурами, который известен своей древней крепостью, пекут назуки – сладкий ароматный хлеб. Это немного странно, что в других населенных пунктах не позаимствовали нехитрый рецепт, однако факт остается фактом: если на пути с Запада на Восток или с Востока на Запад вы не отведали горячий назуки из печи тонэ – шансы попробовать его где-то еще довольно низки.

IMG_20150614_084518

Разнообразный хлеб и лепешки – это довольно удобная еда для людей, которые долгое время проводят в горах и на пастбищах: их всегда можно взять с собой и есть в течение путешествия. В горных регионах Пшави и Хевсурети (северо-восток Грузии) пекут то, что неискушенный человек может назвать «хачапури с зеленью», однако это не так. Хачапури – это исключительно лепешка с сыром, поскольку «хачо» – это именно сыр. А начиненная шпинатом или другой зеленью пшавская выпечка называется пхловани. Это отличный вариант для веганов, людей, соблюдающих пост, и для всех, кто устал от обилия молочных продуктов.

DSC_6671

Также пшавские горцы считаются изобретателями хинкали. Это блюдо в представлениях не слишком нуждается – напомним только, что есть хинкали принято руками, держа за хвостик, и не сдабривая никаким соусом – кроме, разве что, черного перца. Чтобы аутентично поесть их, остановитесь в одной из придорожных хинкальных в поселке Пасанаури.

А еще в горах Грузии делают своеобразные сыры, дамбали и гуда. Название второго происходит от мешков из овечьей под названием «гуда», в которых сыр зреет под землей. Дамбали изготавливается по еще более необычной технологии: соленую сырную массу сначала вешают в дымоход, чтобы она прокоптилась, а затем сушат на солнце и оставляют в темном прохладном месте примерно на 5 недель. Эта технология внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Фото: salo-sila.ru

Движемся дальше. Восточная Грузия, в целом, более знаменита мясными блюдами. Кахетинцы, например, искренне гордятся не только своим вином, но и хашламой, отварной говяжьей грудинкой со специями. У каждой хозяйки, конечно же, свой рецепт и комбинация специй для лучшей в мире хашламы, хоть звучит состав блюда очень просто и непритязательно.

Чакапули и чанахи из баранины – это то, что тоже обязательно стоит попробовать в Кахетии. Сочные кусочки мяса с овощами и специями, приправленные соусом ткемали, в сочетании с горячим кахетинским хлебом шоти и янтарным солнечным вином – это то, что приблизит ваше путешествие к отметкам «совершенно» и “идеально”.

DSC_6635 IMG_20150621_180336

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.

Taste of Eastern Georgia: What Goes With Wine?

Taste of Eastern Georgia: What Goes With Wine?

Taste of Eastern Georgia: What Goes With Wine?

Harvest time, which is called Rtveli in Georgian, is approaching. It means, it is also time to plan an autumn trip to here. In order to make you hungry for impressions, we gonna tell you something about Eastern Georgian cuisine, while wine needs extra attention and much more that one article.

Eastern and Western Georgia are separated by Surami range. As you are passing this area, try something locally popular in Surami town, which is available here only (at least at such extent). We are talking about nazuki, a sweet bread. It is awkward that people from the other Georgian regions do not bother themselves with baking it, so it’s a fact: if you won’t try nazuki on your way from West to East or vice versa, you probably won’t find it in any other region.

IMG_20150614_084518

Different kinds of bread is very convenient for people who spend months in the mountains and on pastures: you can carry them with you and keep during a long time. In the mountainous regions of Pshavi and Khevsureti (North-East of Georgia) there is another pie, which can be referred as “khachapuri with greens”, but in fact it is not. Khachapuri is a cheese based pie, its name says it all, because “khacho” means “cheese”. Spinach and greens filled pie from Pshavi is called pkhlovani. A great option for vegans, those who are fasting, and those who are fed up with dairy products.

DSC_6671

Pshavian highlanders are believed to have invented khinkali. This Georgian dish doesn’t need a special introduction. We just remind you that you should eat those big dumpling with your hands, and use black ground pepper as only spice. Authentic khinkali are served in small off road cafes in Pasanauri village.

Also in the Georgian highland some special cheese are being produced. The first one is called guda – after a sack made of sheep skin, where it is growing ripen. The second cheese, dambali, is very much appreciated by UNESCO, being included in the list of Intangible Cultural Heritage. It is first smoked, then gets dried under the sun, and then it is put to a dark cool place for 4-5 weeks.

Photo: salo-sila.ru

Let’s proceed to Georgian valleys. Eastern Georgia is famous for its meat dishes. People from Kakheti are proud not just with their wines, but with their regional specialty, khashlama. Every family has its own recipe of boiling the best veal of beef brisket with spices.

Lamb chakapuli and chanakhi are also must taste in Kakheti. Juicy pieces of meat with vegetables and spices, with tkemali sauce and fresh Kakhetian bread (shotis puri), accompanied by a glass of amber wine… This is what makes your trip there perfect!

DSC_6635IMG_20150621_180336

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.