Серные бани Тбилиси: не парься, будь счастлив

Серные бани Тбилиси: не парься, будь счастлив

Осень добралась и до Тбилиси – к концу октября, наверное, уже пора спустить температуру до пугающих +12 или даже +10, зарядить немного дождя и тумана… Но что делать, если вы турист, у вас всего несколько дней на все про все, и вам совсем неохота сидеть в отеле или квартире и смотреть на дождь из окна? Мои обычные рекомендации на случай отсутствия различных фестивалей и концертов: пойти в Музей истории Грузии и Голубую галерею (я сама их очень люблю), оценить гигантоманию Зураба Церетели в Музее современного искусства, отправиться на спектакль театра марионеток Резо Габриадзе, театр движения Кахи Бакурадзе или в театр пантомимы, поискать истину в винных подвалах, в конце концов.

Но один из самых правильных, полезных и что ни на есть аутентичных вариантов на случай дождя (а также грусти, похмелья, усталости или недостатка впечатлений) – это поход в серную баню. Позвольте мне не цитировать Пушкина с его похвалой тбилисским баням, однако и я отродясь не видала ничего лучше. Наверное, потому что в традиционную баню с адским жаром и паром мне по ряду причин ходить не рекомендуется (я и не ходила), а вот в такие, как здесь, – вполне себе можно.

Суть, соль и смысл похода туда, по идее, заключается в целебной горячей серной воде, которая подается в бассейны прямо из источников.  То есть, париться в прямом смысле не нужно! Приходишь, моешься, откисаешь в бассейне, а потом, при желании, приходит мекисе – банщик, массажист, называйте, как угодно – разминает застрессованое тело и оттирает его жесткой мочалкой начисто, так, что кожа становится очень мягкой и нежной. Затем бассейн можно повторить несколько раз – засиживаться не стоит, лучше устроить несколько заходов по 5-7 минут.

DSC_0053

Однако есть и другие суть, соль и смысл – а именно, общение. Как пишут на всех туристических сайтах, раньше баня была местом для обсуждения городских сплетен. У меня поход в баню ассоциируется с эпизодом из прочитанной пару лет назад книгой «Али и Нино»: там, навещая тбилисских родственников будущей жены, азербайджанский юноша Али перебирает с алкоголем на супре (застолье), и на следующее утро родственники ведут его в баню, где после мощнейшего массажа и чудесной вонючей воды он буквально рождается заново. А пока Али катарсирует в руках банщика, остальные мужчины в бане принимают серные ванны, обговаривают события в городе и даже чем-то угощаются. Это все было так красочно описано, что в 2013 году во время своего второго туристического визита в Тбилиси я таки отправилась в Абанотубани, район серных бань.

Со времен переезда я довольно часто хожу туда. Разумеется, в городе есть и пара других мест, где можно оздоровиться в серной воде – как-то я писала, что на озере Лиси открыли очень классную новую баню, да и на левом берегу, в районе проспекта Агмашенебели, тоже было несколько мест. Однако я остаюсь верна сердцу Тбилиси, и если приятной мне компании для похода в баню не находится, то не чураюсь и общей женской (впрочем, подбираю такое время, когда там не очень много людей). Возвращаясь к вопросу разговоров – да, люди приходят туда и пообщаться, многие друг друга знают. Но так как Тбилиси значительно разросся, сплетни там возникают разве что районные, ортачальско-авлабарские.

Недавно у меня была группа туристов из Швеции, которая хотела испытать на себе и массаж, и влияние серной воды, и все это за умеренную нетуристическую цену. Тогда я поняла, что более-менее основательного исследования предлагаемых услуг я за два года так и не сделала… Как вы понимаете, после такого длительного вальсирования вокруг банной темы с мочалкой наперевес, я обязана кратко и понятно рассказать вам о приличных местах, где можно попробовать традиционный тбилисский спа. Поехали!baths

Баня номер 5

Локально знаменитая наравне с Царской, она находится прямо у сквера имени Гейдара Алиева. Там всегда есть люди – в общем отделении или в отдельных комнатах. Общая баня (конечно же, мужчины и женщины моются отдельно) стоит 3 лари/час, аренда полотенец – 1 лари/штука. Самые дешевые комнаты по20 лари включают в себя только душ – туда люди реально ходят мыться! Комнаты с серным бассейном стоят 40 лари, а за 80 и 100 можно воспользоваться и сауной. Открыта с 8 утра до полуночи. На момент, когда я пришла “исследовать рынок”, все номера были заняты, так что интерьер заснять не удалось.DSC_0069 DSC_0070

Царская баня / Royal Bath / Samepo

Находится на улице Гришашвили 1, слева от памятника соколу и фазану. В эту баню я пошла в самый свой первый раз. Не самая дешевая, работает с 8 утра до 11 вечера. Стоимость комнат – от 65 до 95 лари, сауна оплачивается отдельно и стоит 75 лари.DSC_0065

«Баня Гуло»

Улица Гришашвили 3, в тупичке чуть выше Царской. Мой фаворит по соотношению цена-качество. Есть отдельные комнаты за 30, 40, 70, 100, 120 и 200 лари в час. В тридцатиларовую комнату поместится только два человека, и там не будет сауны. Мои шведы отправились в комнату за 100 лари/час, где была сауна, довольно просторный бассейн с серной водой, и достаточно места для четырех человек. Более дорогие номера могут вместить до 10 человек, бассейны там просторнее, сауна тоже есть в наличии. Массаж мне понравился.

Аренда чистых полотенец обойдется в 2 лари за штуку, шампунь и мыло – от 1.5 лари. Чаем и кофе угощают бесплатно, так что не упустите шанс провести время действительно по-восточному: баня, массаж, горячий чай. Еще один плюс – открыта баня довольно долго: с 7 утра до 3 ночи.

Забавный факт: однажды в Тбилиси выступал певец Стинг, и организаторы концерта включили в его развлекательную программу поход к Гуло. И Стингу там так понравилось, что на следующий день он явился туда еще раз!DSC_0058 DSC_0057

«Fantasy» (исторически – баня Мирзоева)

Находится в следующем тупике после «Бахмаро», если подниматься выше по улице Гришашвили, рядом с рестораном “Bohema”. Археологи проводили здесь исследования, и утверждают, что бане не менее 300 лет, и она едва ли не первая, которая появилась и, что важно, сохранилась, во всем историческом Абанотубани. Серная вода поступает в бассейны непосредственно из источника.

В “Fantasy” самый большой разбег цен и много разных по размеру комнат. Цены колеблются между 30 и 100 лари (как вы понимаете, разница во вместительности). Сауна стоит 50 лари. Помимо этого, они предлагают уйму различных видов массажа – тайский, индийский, точечный, классический, расслабляющий. Стоимость сеанса от 20 до 30 лари.

В этой бане я тоже была, и если говорить о дружественности персонала, то мне всегда очень везет с менеджерами. Еще очень здорово было сидеть в бассейне и попивать чай с ореховым вареньем, поданный прямо туда. Массаж получила сильный, такой, как и нужно (спасибо мекисе Земфире!): кожа сияла несколько дней подряд. Словом, там я провела время именно так, как представляла себе, когда читала “Али и Нино” 🙂  DSC_0621 DSC_0627 DSC_0635

Общая баня

Если подняться еще на десяток метров по Гришашвили, справа вы увидите вход в общие бани. Сауна там предоставлена только мужчинам (стоит 10 лари с носа), а сама баня – 5 лари. Полотенца и мыло по таким же ценам, как и везде.

Как я уже говорила, туда я хожу, если нет компании. И это очень аутентичная штука, если хотите быть, как местный, – идите в общую! Будьте морально готовы к обилию обнаженных тел.

“Gogirdis Abano (находится слева от мостика, ведущего вдоль маленькой реки)

Если быть не очень внимательным, можно и проглазеть эту небольшую баню, которая на грузинском просто называется «Серная» и обещает царское настроение за полсотни. Комнат там немного, уровень комфорта, как по мне, значительно ниже, чем в Царской и у Гуло. Цены – вокруг 50 лари за отдельную комнату на 3-5 человек. Аренда принадлежностей по тем же ценам, что и в большинстве бань: 2 лари за полотенце, от 2 лари за мыло или шампунь.

DSC_0080 DSC_0078

Баня Горгасали

Находится между №5 и гостиницей «Tiflis Palace». Всего одна, очень большая, комната, куда можно вместиться действительно людной компанией, стоит 150 лари/час. Есть там и сауна. Открыта круглосуточно.

DSC_0075 DSC_0074

Стоимость услуг банщика/мекисе везде одинакова – 20 лари массаж + скраб, или 10 лари за массаж или скраб. Договариваться нужно по приходу – он/она всегда на месте и готовы прийти к вам, когда вы будете выкупаны и готовы к стремительному омолаживанию кожи.

Многие сотрудники дают визитки с номерами телефонов, но не все всегда отвечают, поэтому лучше не стану вас смущать потенциально неверными контактами. Да, поход в баню – это популярный досуг в Тбилиси, но думаю, в одной из них вы точно сможете найти комнату без предварительной резервации. Так что, друзья, желаю вам не париться, а получить настоящее удовольствие от нашей традиционной головомойки и продолжить путешествие по Грузии с новыми силами!

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.

Page with Comments

Comments are closed.

Authentic Tbilisi: How Much is the Bath

Authentic Tbilisi: How Much is the Bath

Authentic Tbilisi: How Much is the Bath

Autumn has finally arrived to Tbilisi. End of October is the right time to feel the temperature decrease up to scary +12 or even frightening +10 Celsius, to see some rain and fog behind the window… But what if you’re a tourist with just a day or two to see everything? Do you feel like sitting in a hotel or apartment? No? My usual recommendations (in case there are no festivals or concerts in the city) are: Museum of Soviet Occupation and National Gallery (I like them myself), Zurab Tsereteli Museum of Modern Arts, Rezo Gabriadze Marionette Theater, Kakha Bakuradze Movement Theater or Pantomime Theater. Finding veritas in vino (I mean wine tastings in multiple cellars) is also a good idea.

But one of the most proper and authentic option in case of rain (also: sadness, hangover, need of real Georgian experiences) is a visit to sulfur bath. I avoid quoting Alexander Pushkin’s praise of Tbilisi baths, however, I have also never experienced something better. Probably because I am not allowed to visit a traditional one (Russian style) with its infernal heat and steam, this kind of thermal water is my best way to get at least some hot treatment.

The main reason of a visit to a sulfur bath is experiencing the healing effect of hot sulfuric water, which is flowing into pools directly from the source. No above mentioned infernal steam! You take shower, stay in the pool for a while, and then, if you want, mekise (bath attendant, masseur) arrives to give to your stressed body a proper session of rubbing, scrubbing, cleaning and strong massage. After that your skin becomes very soft and gentle. Then you can go to the pool again – don’t stay inside too long, it is better to do it repeatedly for 5-7 minutes.

DSC_0053

However, there were other reasons for visit: communication. All the websites for tourists say that in good old times the bath was a place to share city gossips and news. To me, a visit to a bath is associated with an episode from the book “Ali and Nino” as young man from Azerbaijan was visiting the relatives of his future wife in Tbilisi, he drank too much at supra (feast), and the next morning the relatives took him to the bath. While he was having strong massage and chilling in miraculous smelly water to feel alive again, the other men in the bath had conversations about what was going on in town and even treated themselves with some delicacies. It was described in such a lively manner, that during my second touristic visit to Tbilisi in 2013, I couldn’t resist and headed to Abanotubani, the ​​sulfur baths district.

After moving to Tbilisi, I often go there as well. Of course, there are some other places where you can improve your health in sulfuric water – as I wrote once, there is a very cool new bath at Lisi Lake, and on the left bank, around David Aghmashenebeli Avenue, there was something as well. However, I remain faithful to the real heart of Tbilisi, and if I don’t have a proper company for going there and renting a separate room, I go to the public female bath (however, I do pick a time when it’s not crowded). Back to the reasons to visit: yes, people really come there to talk, many of them know each other. But since Tbilisi has grown dramatically, the gossips and rumors than circulate there, are usually about Ortachala and Avlabari districts.

Recently I had a group of tourists from Sweden, who were about to experience that hard massage and super influence of sulfuric water for a reasonable non-touristic price. Then I realized that I haven’t completed more or less detailed “market research” during my two years here… Alright, now, after such a long waltzing around the bathhouse topic, I am about to explain you briefly and clearly, where you can experience traditional spa Tbilisi style. Let’s go!baths

Bath #5

Locally famous, it is located next to Heydar Aliyev park. There are always people – in the general or separate rooms. Public bath (of course, men and women bathe separately) costs 3 GEL/hour, a clean towels costs 1 GEL / piece. The cheapest room (20 GEL) includes only shower – seems like people actually go there for that! Rooms with a hot pool cost 40 GEL; for 80 and 100 you can get a more spacious room and also use sauna. The bath is open from 8 AM to midnight. At the time I came to “explore the market”, all the rooms were occupied, so I didn’t manage to shoot the interior.DSC_0069DSC_0070

Royal Bath / Samepo

Located at Grishashvili str. 1, to the left of the monument to falcon and pheasant. This is the bath I went to my very first time. Not the cheapest one, it is open from 8 AM to 11 PM. Room rates: from 65 to 95 GEL, sauna is paid separately and costs 75 lari.

DSC_0065

“Bakhmaro”

Located at Grishashvili str. 3, just above the Royal. One of my favorite in terms of price and quality balance. There are separate rooms for 30, 80, 100 and 200 GEL per hour. Only two people can fit into 30-GEL-room, and there will be no sauna. My Swedish guests took the room for 80 GEL, which had a sauna, a quite spacious pool with sulfuric water, and plenty of space for four people. More expensive rooms can accommodate up to 10 people, there are bigger pools, and sauna is also available. Massage is good good!

Towels will cost 2 lari/piece, shampoo and soap – from 1.5 GEL. Tea and Turkish coffee are free of charge, so you get a really oriental treatment. Another plus: opening hours are quite long – from 7 AM to 3 AM.

DSC_0058DSC_0057

“Fantasy” (historical Mirzoyev)

Located in the next dead end after “Bakhmaro” (if you are going up Grishashvili street), next to “Bohema” restaurant, this bath is supposed to be the first to appear at this district. At least, the archaeologists say so after a decent research. The sulfur water goes to the pools directly from the springs!

Many rooms, many price categories: you pay from 30 to 100 GEL (as you already know, the more spacious, the more expensive). Sauna costs 50 GEL. In addition, they offer lots of different types of massage – Thai, Indian, needle, classic, relaxing. The cost of one session is from 20 to 30 GEL.

I’ve been to this bath too, and must say that the friendliness of staff is higher than in the whole district. Loved their tea and walnut jam served directly to my room 🙂 Massage and scrubbing were long and as tough, as it should be, sooo my radiant after bath skin forces to me write: I do recommend the place!

DSC_0621 DSC_0627 DSC_0635

Public bath

If you go another ten meters up Grishashvili street, on the right you will see the entrance to the public bath. Sauna is for men only (10 GEL/person), and general price is 3 GEL for women and 4 GEL for men. Towels and soap cost the same: from 1.5 GEL.

As I said, I usually go there, if I don’t have a company. It’s also a very local thing.

“Gogirdis Abano”

Located to the left of the bridge that goes along a small river direction waterfall. If you are not very attentive, you can just oversee this small bath, which is called simply “Sulfur bath” the Georgian and promises a royal mood for fifty lari. I find the rooms not that comfortable as in “Fantasy”, “Bakhmaro” and Royal. The price is around 50 GEL for a room for 3-5 persons. Towels and soap cost the same.

DSC_0080DSC_0078

Gorgasali Bath

Located between Tiflis Palace hotel and Bath №5, it has only one, but a very large room, where you can actually fit a big bunch of people. You pay 150 GEL / h. There is also a sauna. The bath is open 24/7.

DSC_0075DSC_0074

The price for masseur/mekise service is the same everywhere: 20 GEL for massage + scrub, or 10 lari for massage or scrub. You need to warn that you want to have this service, as you take the room. He or she is always there ready to come to you, as you are showered and prepared for rapid rejuvenation of your skin.

Many bath employees give the cards with phone numbers of the bath, but not all of them always picked up, so I better won’t confuse you with potentially incorrect contacts. Even though going to the bath is quite popular in Tbilisi, I think you still find a vacant room without pre-booking. So, dear friends, I wish you to get real pleasure from Georgian traditional bath, so that you continue your journey full of energy and power!

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.

Page with Comments

Comments are closed.