Что нужно увидеть в Местии

Что нужно увидеть в Местии

Что нужно увидеть в Местии

Как я уже упоминала в предыдущей статье о зиме в Сванети, культурное наследие этого региона невероятно глубоко и богато. Нет, не как Бельведере и Тейт. Сванские произведения, скорее будут, полной противоположностью экспонатам из этих галерей. Они по-язычески грубые, по-средневековому строгие, они несут в себе, что-то хтоническое, древнее, сильное.

Если осознать, как на самом деле далеко находится Сванети и в каких трудностях жили местные люди, то удивление при виде мастерски выполненных сванских фресок, картин и ювелирных украшений будет сильнее. Среди грузинов сваны считаются довольно медленными, грубоватыми, упрямыми – причиной тому высокогорье и изоляция от «нижнего» мира. Но именно этот характер и способность выживать помогла сванам сохранить множество ценных артефактов, которые могли бы бы утеряны и вывезены в ходе войн и нападений.

Я расскажу вам о самых значимых культурных местах Местии, где можно увидеть произведения, созданные местными людьми и прочувствовать суть сванской культуры.

В старой части городка, в его верхней части, есть невероятная церковь Лагами. Из центра направление указывают специальные таблички, да и на каждой карте в инфоцентре вы найдете ее обозначение.

По верхнему канту внешних стен церкви проходит орнамент, удивительно похожий на официальное лого Грузии – красный цветок-крест. На самой стене можно разглядеть уцелевшие фрагменты росписи, изображающей изгнание Адама и Евы из Рая.

Ключи от церкви хранит пожилой художник-реставратор Резо. Если вам хочется зайти внутрь, нужно с ним связаться. Номер будет написан на ограде (если нет, напишите мне личное сообщение).

Нижняя часть церкви была построена в VIII веке, верхняя на пару веков позже. Фрески датируются XII-XIII веками, и когда я рассматривала их, то не верила своим глазам: краски очень яркие, насыщенные, совсем не скажешь, что прошла почти тысяча лет! Мастер расписал стены не только ликами святых, но и, как часто бывает в горных регионах Грузии, добавил туда анималистические мотивы и своеобразно «подписался» изображением двух туров над входом.

Резо рассказал, что когда он и другие реставраторы работали над слоями XII века в нижней части церкви, они обнаружили под ней фрески X века, где святые нарисованы другом порядке. Так что теперь они размышляют, как поступить дальше.

Также в декабре 2017 я побывала в семейной башне и зимнем доме-музее семьи Маргиани. Построенная в XII веке, как и большинство башен региона, она служила семье убежищем в трудные времена.

Так как семья хранит башню и зимнюю часть традиционного дома как часть культурного наследия региона и создает из нее место, интересное для туристов, пожалуйста, будьте готовы заплатить за вход. На начало 2018 года цена осмотра башни и дома – 5 лари.

Чтобы забраться на самый верх башни, вам придется карабкаться по лестницам. Довольно вертикальным лестницам, этаж за этажом. Стены башни такие толстые, что представить сложно, как люди строили подобные махины тысячу лет назад. Внутри всегда прохладно – именно поэтому в мирное время башни использовались для хранения припасов.

Что касается времени немирного, то сванам приходилось защищаться не только от внешних врагов. Традиция кровной мести порой заставляла их смотреть на вражеские кланы из-за толстых стен родовых башен.

Однако, стоит заметить, что кровная месть случалась преимущественно в случае преднамеренного преступления. Иногда, согласно решению совета старейшин, преступник платил обиженной семье собственным трудом. Так, в семье Маргиани я видела комнату для заключенных.

В целом, в доме хранится уйма древней утвари, которая показывает, как жило сванское общество на протяжении веков. Лариса Маргиани очень четко объясняет структуру дома и назначение предметов. Так, зимой люди и скот находились в одном помещении, разделенном толстой резной перегородкой. Входили они в свои зоны дома через разный вход. Однако, находиться вместе в суровые зимы было очень энергоэффективно, если это слово можно применить к ситуации, когда на дворе XIII век, дом замело по самую крышу, и температура сильно ниже нуля.

Сердцем дома был очаг. Вентиляция работала таким хитрым образом, что тепло оставалось в доме, а дым выходил наверх и попутно коптил припасы.

Даже грубо сделанная мебель хранит много интересной информации. Массивные кресла и лавки покрыты символами бога-солнца и тотемных животных.

Интересные примеры сванской мебели можно увидеть и в прекраснейшем современном Mузее Истории и этнографии Сванети, глядящем на Местию с противоположного от Маргиани холма. Хотя для меня там наиболее интересными залами являются те, что хранят Библии X-XIII веков, и те, где выставлены украшения и оружие.

В музее есть и совсем современные выставки. Так, в декабре 2017 я попала на фотовыставку о жизни и быте американских индейцев.

Музей открыт 6 дней в неделю, понедельник – выходной. Часы работы – с 10 утра до 6 вечера, вход стоит 5 лари.

Такие вот мои любимые места в Местии. Если я еду в Сванети летом, то всегда поднимаюсь в Ушгули, по дороге останавливаясь в Ипари, где есть еще одна крошечная затерянная средневековая церковь. Также на пути в Ушгули есть и так называемая Башня Любви, но с недавних пор какая-то женщина, которой эта башня не принадлежит, стала брать деньги за вход, так что я перестала там останавливаться.

Зимой путешественники все же держатся ближе к Местии, самому развитому населенному пункту в Сванети. Там немного активностей, помимо походов по горам и катания на лыжах – в статье о зимних курортах Сванети я упоминала несколько баров и ресторанов… Есть еще, куда развиваться и где создавать инфраструктуру, но я рада, что регион Сванети все еще не превратился в диснейленд или атмосферный курорт с авторскими коктейлями в модных барах. Это все еще путешествие к дикой природе, невообразимым панорамам и самобытной культуре.

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.

Must See Places in Mestia

Must See Places in Mestia

Must See Places in Mestia

As I have already mentioned in the previous article about winter in Svaneti, the cultural heritage of the region is incredibly deep and rich. But don’t expect the Belvedere and Tate level of culture there – the Svan masterpieces are carrying something opposite inside. Something very old, wild, pagan… and at the same time, closely connected to the Christianity.

If you understand how remote Svaneti is, how tough the local life is, especially in winter, you will be deeply surprised by the level of skillfulness of the frescoes, painting and jewelry made by Svans. Among the Georgians, they are considered to be a bit slow, grumpy and stubborn folks, due to the isolation they used to live in. But most important, due to this strong character and ability to survive, these people preserved a lot of Georgian treasures during the multiple wars Georgia was involved in.

I will tell you about three most significant places in Mestia, where you can experience the essence of Svan culture and see the pieces of art created by locals.

In Mestia, the old part, which is above the well renovated center, there is an unbelievable church called Laghami. In the city center, there will be signs pointing to it. Also, it will be put on any map that is available in the tourist information center.

On the external walls of the church, there is a distinctive pattern that reminds on the official logo of Georgia, and a barely visible fresco of Adam and Eve expelled from Garden of Eden.

An elder man, Rezo, is the key keeper. He is an artist and specialist in the restoration of frescoes (even though he has a lot of hard home work to do). If you want to visit the church and not just to see its exterior, I could share the contacts in PM, if the paper on the fence with Rezo’s number is gone.

The underground part was built in the VIII century, the upper is a bit younger. There is no precise date of construction, but the frescoes there were created 450-500 years later. Once I was there, I couldn’t believe my eyes: the walls of the upper part didn’t look like XII – XIII century at all, the colours were very bright and saturated. The master has painted not just the saints, but also added some animalistic motifs and put his “signature” above the door – the depiction of mountain goats.

Rezo told us that during the last reconstruction session, as they were working on the XII century layers in the lower part of the church, they have also discovered the X century layers that depicted the other saints. So now they consider what to do and how to continue.

I have also visited the family tower and museum of Margiani family. Built in the Middle Ages (XII century) as the most of the towers in the region, it was a safe place for the family members during bad times.

Please take into consideration that winter house and the tower are the museum that the family maintains as part of the heritage and tourist attraction. So there will be a small entrance fee – I suppose it is 5 lari by the beginning of 2018.

In order to get to the roof of the tower, you’ll need to climb up several vertical ladders, floor by floor. The walls are very thick. It’s always cold inside, that’s why it was used for storing food and keeping cattle in the times of peace.

As Svans used to have the tradition of blood revenge, they had to use the thick walls to save themselves not only from external enemies, but also from the hostile clans.

Though, please note that blood revenge happened only in case of intended crime. Also in the historical house of Margiani family I saw the room for prisoned criminals, too. Dependent on the decision the council of elders would make, the criminals could also pay off to the family they offended with their labour.

In general, the house keeps many old items that family preserved for showcasing their cultural heritage. Larisa Margiani is explaining the structure of the house very clearly: in winter, people and cattle used to stay in one space, but used different entrances. The herd was in the heart of the house; the ventilation system worked in a tricky way that let the Svans smoke the food for long cold winter, while cooking or warming up the house.

There are also a lot of details to be explained, when you look at the coarsely looking furniture. Massive chairs and shelves are covered with skillful carving that depicts solar and animalistic symbols.

You can also see the samples of Svan furniture in the fantastic contemporary Museum of History and Ethnography of Svaneti that overlooks Mestia from an opposite hill, but being sincere, there are more interesting items. My favorite halls are those with Bibles from X-XIII centuries and the one with jewelry and armour.

Also, the museum often hosts the temporary exhibitions. The one I managed to attend in December 2017 was a photo collection about the traditions of Native Americans.

The museum is open six days a week, Monday is a day off. You can visit it from 10 AM to 6 PM. The entrance fee is 5 lari.

Those are my favorite cultural places in Mestia. If I travel to Svaneti in summer, I often go to Ushguli (the highest constantly inhabited settlement in Europe), the area protected by UNESCO. On the way, it is possible to stop by Ipari, in another ancient medieval church, or climb the Tower of Love (though I was very disappointed by the fact that in the last couple of years, a lady that doesn’t own the tower started charging the entrance fee).

Though, in winter the travelers usually stay closer to Mestia, the most developed area of Svaneti. There are not many other things to do except of hiking or skiing – I also mentioned a couple of bars in the article about living, eating and winter sports facilities in Mestia. Of course, there is a lot of space for infrastructural development, but in my opinion, one travels to (really) remote mountainous region not to find a Disneyland or a vibrant resort with signature cocktails in the trendy bars. So far, Svaneti is still about wandering around marvelous viewpoints and observing indigenous culture.

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.