Стамбул: всегда нескучный, всегда особенный

Люди приезжают в Стамбул по разным причинам: кто исключительно за покупками, кто прикоснуться к древним культурам, кто чисто отметиться, что был в известном месте, а кто за новыми возможностями в быстро растущем мегаполисе.

Не знаю, есть ли у меня вечный железный повод. Два раза приезжала на большой футбол (было очень круто), однажды – просто за морем и хлебом со свежей рыбой, которые продают на станции Eminönü, ну а в этот раз приехала как участник большой туристической выставки EMITT – от Грузии, вы же не удивлены.

image

Вообще, работа на выставке – то еще удовольствие. Конечно, гораздо занятнее, чем сидеть на заднице и копаться в бумагах, но в целом – это беготня, много разговоров, финансовые вопросы, объяснения и выслушивание вопросов а-ля “А что, в Грузии правда есть снег?”, “А вы правда грузинка? Ааа, мегрелка, рыжая!”, “А что, у вас тоже 33 буквы в алфавите? Круто, и у нас, значит, языки похожи!”

Но в какой-то момент посчастливилось провести несколько часов вне здания выставки и вне автобуса (каждый день в одну сторону без пробок мы ехали в течение часа и преодолевали около 50 км). Так что сразу же направилась к любимым вещам: морю, музеям, рыбе и маленьким старым чайным.

image

В этот раз смогла увидеть дворец Долмабахче, прекрасный образец оттоманского барокко. Короткий тур по гарему сначала заставил меня обзавидоваться – в отличных условиях все же жила султанская семья! – но потом я спросила гида о том, что же могли делать жёны. Выходит, что хоть прав у них было и больше, чем в более ранние периоды Оттоманской Империи, но могли они разве что ходить на пикники в специально отведенные часы, учить языки, которые никогда не использовали вживую, ну и ревновать к той жене, у которой в данный период времени была личная жизнь. И что-то завидовать я перестала.

В той части дворца, что называется “гарем”, также квартировался Ататюрк. Там он и умер – на одной из кроватей в одной из бывших султанских спален. Кровать сейчас укрыта турецким флагом в честь памяти отца республики.

image

Музей часов и Хрустальный зал тоже хороши, но если вы не любитель пышностей и истории часов со времен деда Копидастра, то можете и не ходить туда.

image

Но в целом, дворец и парк очень красивые. А еще в картинной галерее при дворце более 20 картин Айвазовского! Я прямо возрадовалась, когда его там увидела. Остальные художники – турецкие, и что мне запомнилось еще, так это турецкая военная художественная школа. Вот правда, целый зал вполне приличных пейзажей, написанных солдатами. Такое вот всеохватывающее военное образование…

image

А еще меня впечатлило количество посетителей с постными лицами и палками для селфи. Часто эти два качества сочетались.

image

Однако, времени у меня было очень мало, так что пошла я дальше искать неизведанное в уже изведанных местах. В Стамбуле с этим легко.

image
image

Было так здорово кормить чаек бубликом с сезамом и вдыхать эту странную смесь запахов соленой воды и топлива…

image

И конечно же, есть рыбу: как в ресторанах, так и пресловутый балык экмек, хлеб со свежей рыбой с лодок на станции Eminönü. Однако заклинаю вас: никогда, никогда не ходите туда в воскресенье, если хотите сохранить веру в человечество! Просто оставьте идею поесть эту вкуснятину на другой день.

image

Еще удалось пробежаться по окрестностям мечети Султанахмет, которую я страшно люблю – такая она красивая снаружи и внутри. Еще и с Роксоланой связанная, между прочим. Пробежаться – потому что времени было йок. Еще заглянула в Базилику Цистерна (Yerebatan Sarnıcı): место красивое, путеводители не врут, однако бегать вокруг голов Медузы смысла нет. Говорят, там иногда проводят концерты и другие мероприятия – вот там бы я побывала…

image

Ну и куда же без фотографий стамбульских котэ…

image

Гранд Базар… Советую туда идти, если вы точно знаете, что вам нужно, и если не устали от вечных воплей торговцев: ЭЙ ИЗВИНИТЕ ВЫ ОТКУДА ХАЙ ЭЙ РАША ЮКРЭЙН ДЖЁРМАНИ ХЭЙ ДУ Ю ВОНТ ЗИС ЛУК ИТС ГУД КВОЛИТИ! Несмотря на весь этот балаган, удалось купить шарф маме, ну и себе с друзьями всякого по мелочи. А еще выпить чаю с турком, который живет в Японии и держит там лавку турецкого барахла. Турок долго жил в Москве, я предусмотрительно косила под грузинку и даже научила его гамарджобить.

image
image

Такая вот вышла туристическая часть поездки в Стамбул в этот раз. Если вы вдруг еще не были, но собираетесь, то вот вам пара советов:

1. Неважно, в какой аэропорт вы приехали: добирайтесь до центра на шаттле Havataş (11 или 13 лир до площади Таксим от аэропортов Atatürk и Sabiha Gökcen соответственно).

2. Сели в такси – проверьте, на нуле ли счетчик.

3. Что касается личного опыта с жильем – останавливалась в Style Hotel Şişli и Safran Suites. Оба неплохи, но концепт отеля и апартаментов таки разный.

4. Купите проездной Istanbul Card для всех видов транспорта: метро, автобус, трамвай и паром стоят 2.15, метробус 4 лиры. При каждой смене транспорта платить нужно, но чуть меньше – 1.85.

5. Что обязательно поесть: çiğ köfte, моллюсков (но умоляю: не покупайте их у дорог), ашуре/aşure (что-то между пудингом и кашей, сверху сухофрукты и гранат – очень вкусно), кальмаров, оливки и, если вы еще не поняли, БАЛЫК ЭКМЕК! 🙂

Ну и помните, что цены на базарах на самом деле могут быть ниже в 4-5 раз, все барберри и армани – 100% фальшивка, а вот солнце, море и хорошее настроение – это бесплатно и по-настоящему, поэтому надеюсь, что у вас они есть 🙂 Берегите себя и будьте на связи!

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.

Istanbul: Never Boring, Always Special

Istanbul: Never Boring, Always Special

People come to Istanbul for many reasons – some for shopping only, some for culture, some for “check! been! done!”, some for chasing opportunities in this rapidly growing metropolis.

Not sure if I have my main reason. Twice I came here for big football (and it was very successful), once for sea and fishbread at Eminönü station only, and this time my main reason was EMITT, a big international tourism fair, where I was representing… Georgia, here you are right.

image

Actually working on a fair is not a supereasy thing (if compared with sitting on one’s butt in the office): it’s running around, talking, explaining, answering questions like “Do you really have snow in Georgia?”, “Are you Georgian?”, “You have 33 letters in the alphabet? Ha, we also have 33 letters, our languages are so similar!”

But I was lucky to have a couple of hours outside of fair building and bus (one way trip from our hotel to fair was around 50 km and took more than 1 hour without traffic jams), and to give in to my favorite things: sea, museums, seafood and drinking tea in small authentic places.

image

This time I managed to see Dolmabahçe palace: a great example of Ottoman baroque. A short tour through harem part first made me envious, because the Sultan’s family lived in a really great conditions, but then I asked the guide about what the wives could do… Well, they had more rights that in earlier times of Ottoman Empire, but just picknicking, learning languages without using them live, being jealous about the Sultan having fun with a more lucky wife didn’t sound like perfect life.

In the harem part of the palace also stayed Mustafa Kemal Atatürk. He died on one of the beds in one of ex-apartments of sultan, and this bed is covered with the Turkish flag now in his honour.

image

Clock museum and Crystal palace also look nice, but if you don’t like posh rooms and world history of watches and clocks, maybe you shouldn’t really go there.

image

But the palace and area around are really beautiful. And in the fine arts gallery they have more than 20 Aivazovsky paintings! I was so proud. The rest of the painters exhibited there are Turkish, and what has also made an impression on me, is the special school of painters which was army-based. Really, there are a lot of good quality paintings made by soldiers in XIX-XX centuries. That’s what comprehensive military education is…

image

After, I was also impressed by amount of people with sad faces and selfie-sticks.

image
image

And then I went on exploring some nice things in Old Istanbul. It is easy even if you’ve been there already.

image

It was such a pleasure to feed seagulls with pieces of sesame bread and smell this awkward mixture of salty water and gasoline…

image

And there was also fish: in some restaurants, and at Eminönü as well. But I strongly recommend to avoid that area on Sunday. Just don’t show up there and leave your hope for balik ekmek (fishbread), if you want to keep trust in humanity.

image

Also managed to run around Sultanahmet Mosque (because there was no time for walking). Even though it’s touristic, it’s incredibly gorgeous. Basilica Cistern (Yerebatan Sarnıcı) is a must see place as well, so tour guides don’t basically lie. But running around Medusa heads is still pointless. I like those wet lighted corridors much more. There are some event and concerts at this venue from time to time: I wish I could attend one of them…

image

Photographing cats in Istanbul is inevitable…

image

Grand Bazaar… Well, it’s better to go there, if you know what you need, and if you are still not fed up with HEY EXCUSE ME, WHERE ARE YOU FROM, BUY THIS! Despite of this I managed to buy a nice scarf for my mum, something tasty for me and some friends, and also to drink tea with a Turkish guy who lives in Japan and has a Turkish shop there.

image
image

So, here are my touristic basics. If you still haven’t been to Istanbul, I might leave you some pieces of advice just here:

1. Doesn’t matter to which airport you arrive: to reach the city center, take the Havataş shuttle (paying by the driver 11 or 13 lira to reach Taksim sq. from Atatürk and Sabiha Gökcen airport correspondingly).

2. As you get into taxi, check out if counter is on zero.

3. I stayed in Style Hotel Şişli and Safran Suites. Both are good, but have different concepts.

4. Buy Istanbul Card for using public transport including ferryboats. One way with bus, metro, tram or ferry is 2.15, metrobus is 4 lira. If you are changing transport, you should pay too, but 1.85.

5. Must eat: çiğ köfte, mussels (but please don’t buy them near the roads, I beg you), aşure (kinda pudding with dried fruits on it), calamari, olives and if you didn’t get my idea yet, BALIK EKMEK 🙂

And please keep in mind that price on bazaars can be four or five times smaller, all the burberry and armani bags are fake, and just air, sun and good mood is real and for free 🙂 I hope you enjoy all these things right now. Take care! Stay tuned!

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.