Горы Грузии: 50 оттенков зеленого

Горы Грузии: 50 оттенков зеленого

Когда путешествуешь по Грузии, то замечаешь, что у каждого региона есть свой цвет, или хотя бы свой оттенок. От желтоватого зеленого в Гареджи через мшисто-зеленый Тушети, древесно-зеленый Имерети к изумрудным мегрельским субтропикам – на пути вам не встретить одинаковых цветов и ландшафтов!

Грузия предлагает бесчисленное количество троп для туристов всех уровней – от начинающих до умелых походников; также для передвижения по горам можно использовать джипы и лошадей. Чтобы вдохновить вас и разжечь интерес к путешествию по горам Грузии, привожу небольшой список красивых мест.

  1. Сванети: коммуна Ушгули и водопад Мазери

Ну посмотрите только, какая красотища! Хорошо сохранившиеся средневековые башни, самая высокая вершина Грузии, Шхара, зеленые луга… Это Ушгули, самое высокое постоянно населенное место Европы, место, в которое интересно поехать или даже пойти. Дорога туда открыта только летом, до раннего сентября. Расстояние от Местии, центрального населенного пункта Сванети, до Ушгули составляет 45 километров. Пешком их можно пройти за день – если вы хорошо подготовлены, или за 2 дня, если вы предпочитаете не спешить и смотреть по сторонам.

DSC_9759DSC_9775DSC_97081DSC_98001

Чтобы получше исследовать местность, возьмите коня – чувство дикого ветра и бескрайней свободы во время галопа просто непередаваемо. Ледники Шхары очень красивы, а еще возле Ушгули есть небольшие озера – это все стоит увидеть своими глазами, если вы любите природу и нуждаетесь в покое и уединении. Сванети – правильное место для причесывания буйных мыслей.

Еще одно интересное направление в Сванети – водопад Мазери, что находится относительно недалеко от коммуны Бечо. Поход к нему занимает полдня или день – в зависимости от вашей физической готовности и от того, подъезжаете вы машиной к подножью водопада или идете пешком от Бечо или даже других сванских коммун.

  1. Хевсурети: Шатили, Муцо, Абуделаури

Хевсурети, северо-восточная историческая провинция Грузии на границе с Чечней, радует фантастическими видами и будоражащими историями. Муцо, заброшенная цитадель на горе, является прекрасным образцом средневековык укреплений. Некрополь Анатори – еще одно заброшенное место, состоящее из каменных домов, в которых лежат человеческие кости. В древние времена, когда по региону гуляла неведомая болезнь, люди приходили туда умирать, чтобы не заражать других. Это грустное, но очень живописное место.

972000_10200765970745350_1320732357_n1003436_10200765969105309_1882613295_n1004585_10200766041827127_894358012_n

Центральным поселением Хевсурети является Шатили. Там живет только 7-8 семей, и не все из них остаются зимовать. Но вы можете приехать в период с поздней весны до ранней осени и пожить в одном из гостевых домов – многие из них расположены прямо на скалах, как каменные гнезда.

1607_10200766034906954_610000200_n935209_10200765909903829_731161964_n971102_10200765898103534_98901007_n

Озера Абуделаури – еще одно красивейшее направление в Хевсурети. К ним можно съездить за один день. От деревни Рошка поход к Голубому и Зеленому озерам занимает два часа, а от этих озер к Белому озеру – еще час. Это того стоит – окруженные горами цветные озера захватывающе красивы!

  1. Хеви: Чаухи и Джута

Горный массив Чаухи разделяет Абуделаури от Джуты, небольшой деревни, расположенной чуть ниже Ушгули – на высоте всего-то 2250 метров. Это отличный стартовый пункт для похода к озеру Джута, к перевалу Чаухи и к хевсурским озерам, о которых мы рассказали выше.

10612764_10152808199483268_6022910777641115019_nDSC_9555????????????????????????????????????

????????????????????????????????????
????????????????????????????????????

В Джуте есть отличный кемпинг, Zeta Camp. Там можно поставить палатку и пользоваться душем и кухней, а можно и переночевать в простых комнатах. Эта часть Грузии очень живописна, и ее однозначно стоит посетить, если у вас есть время.

  1. Тушети: Верхний Омало и Дартло

Тушети – та часть грузинского Кавказа, где дороги еще в совершенно первозданном состоянии, и поездка по ним – это своего рода экстрим. Но фантастически красивый! Чтобы туда попасть, нужно добраться до поселка Нижний Омало от кахетинской деревни Алвани, и оттуда дойти до Верхнего Омало или Дартло. Озеро Орети, расположеннео на высоте 2400 метров, – еще одна красивая цель для похода, которая потребует от вас немного выносливости. Но это того стоит! Дороги, от которых перехватывает дыхание, нетронутая природа, средневековые тушинские башни и тет-а-тет с горами – это чувство неописуемо.

keselo_tusheti

Для тех, кто интересуется людьми и традициями, будет интересно узнать, что несмотря на принятие христианства, местные жители еще практикуют языческие обряды.

Зимой тушинские деревни практически пустуют. А поздней весной пастухи пригоняют стада на пастбища из нижне-кахетинских деревень. Лето – это единственный период, когда вы сможете увидеть дикую красоту Тушети.

  1. Кахети: Каньон Орла

Одно из самых впеччатляющих мест в Национальном парке Вашловани, идеальное для любителей природы и в частности для увлекающихся орнитологией. Хотя для фанатов Средневековья тоже найдется кое-что, а именно – развалины крепости Хорнабужи, к которым нужно идти по живописному лесу. Оттуда открывается прекрасный вид на Алазанскую долину.

img_46901img_46561

Photo: Avto Khantadze

  1. Панорамный маршрут в Национальном парке Боржоми-Харагаули

Это не самый простой маршрут из имеющихся в парке: в пути вы можете провести около двух дней, но зато в ходе путешествия вы узнаете больше о флоре и фауне Грузии, заглянете в жизнь обычных грузинских пастухов, проходя мимо их летних домиков, и увидите боржомский оттенок зеленого леса.

bknpPhoto: Vache VacheishviliPhoto: Vache Vacheishvili

В парке много хорошо размеченных маршрутов, однако я рекомендую именно этот из-за его поразительных панорамных видов Малого Кавказа.

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.

Georgian Mountains: 50 Shades of Green

Georgian Mountains: 50 Shades of Green

Georgian Mountains: 50 Shades of Green

As you are traveling around Georgia, you notice that each region has its own colour, or at least its own shade. From yellowish green of Gareji through moss green of Tusheti and forest green Imereti to emerald green of Megrelian subtropics – you will never see an identical colour and landscape as you trip.

Georgia offers dozens of different paths for beginners and advanced hikers; it is also possible to reach some remote places with horses or cars. I list some beautiful places to awake your wanderlust.

  1. Svaneti: Commune Ushguli and Mazeri Waterfall

Just look at this unbelievable beauty! Well preserved medieval towers, the highest Georgian peak, Shkhara, green meadows… It is Ushguli, the highest permanently inhabited settlement in Europe, and an interesting destination for a hike or a ride. You can go there just in summer and in the beginning of September, because the road from Mestia, the heart of Svaneti, is still not perfect. A 45 km long hike can take one or two days, depends on your level of fitness and your curiosity: you can also make breaks in the villages on your way.

????????????????????????????????????
View over Ushguli from Queen Tamar tower

DSC_9759 DSC_9775 DSC_97081 DSC_98001

To explore the area up there, you can rent a horse and feel the wild wind and unlimited freedom of an off road ride. Shkhara’s glaciers are very beautiful, and there are also small lakes around Ushguli – it is worth seeing, if you like nature and a bit of solitude and peace. This area is very good for brushing one’s thoughts!

Another interesting destination – waterfall Mazeri, which is located near commune Becho. It can be also a half day or full day trekking, if you are really into making it on foot and not with a car from Mestia almost till the waterfall.

  1. Khevsureti: Shatili, Mutso, Abudelauri

Khevsureti, North-Eastern historical province on the border with Chechnya is offering you fantastic views and some thrilling stories. Mutso, an abandoned citadel, is an awesome example of medieval Georgian fortifications. Another location, which must be visited, is necropolis of Anatori. Small stone houses on the cliff, surrounded by moss green mountains, are full of bones. As a hard unknown disease appeared in the region, infected people came to these houses to die and leave their co-villagers uninfected. This is a sad, but very picturesque place.

972000_10200765970745350_1320732357_n 1003436_10200765969105309_1882613295_n 1004585_10200766041827127_894358012_n

Shatili is the central village of the region. There are 7-8 families living there – unfortunately, not each of them stays for the winter. In late spring, summer and early autumn you can stay in one of guesthouses – some of them are located just at the cliffs, as stone nests.

1607_10200766034906954_610000200_n 935209_10200765909903829_731161964_n 971102_10200765898103534_98901007_n 993784_10200766050667348_1381099640_n

Abudelauri lakes are another beautiful destination in Khevsureti. You can see them within one day trip. From village Roshka it is possible to make a two hours trekking to the Green and Blue lakes, and you will need another hour to reach the White lake. It is totally worth it: surrounded by mountains from three sides, the colourful lakes look so stunning!

  1. Khevi: Chaukhi and Juta

Mountain massive Chaukhi separates Abudelauri from Juta, a small village which is located a bit lower that Ushguli – at the altitude of 2250 m only. It is a great start point for hiking routes to a small Juta lake, Chaukhi pass and above mentioned Abudelauri lakes in Khevsureti.

10612764_10152808199483268_6022910777641115019_n

????????????????????????????????????
DSC_95711 DSC_96141

Near Juta, there is an awesome camping place called Zeta Camp. You can get a camping place, shower and food, or stay in a simple room. The area is extremely picturesque, and definitely worth exploring.

  1. Tusheti: Upper Omalo and Dartlo

Tusheti is that wild part of Georgian mountains, where roads are still not that good maintained, hence dangerous sometimes. Nevertheless, the region is extremely beautiful. You can reach Lower Omalo with a shared car from Kakhetian village Alvani, and hike to Upper Omalo and Dartlo from there. Oreti lake, situated at an altitude of 2400m is another beautiful destination, which would need some strength though. But it is totally worth it! Breathtaking paths, untouched nature, medieval Tushetian towers and being face to face with mountains – this feeling is incredible.

keselo_tushetiFor those who are interested in learning more about people, it would be good to know that the locals still keep some pagan traditions, even though Georgia adopted Christianity in IV century, – you can notice it in daily habits and rituals.

In winter upper Tushetian villages remain uninhabited: the shepherds bring their herds down to Kakhetian settlements. Summertime is the only period, when you can see Tusheti in all its wild beauty.

  1. Kakheti: Eagle Canyon

It is one of the most impressive places in Vashlovani National Park, perfect for birdwatchers and nature lovers. Those who are fond of medieval times, can walk through the forest to city-fortress of Khornabuji and admire a view of Alazani valley from there.

img_46901 img_46561Photo: Avto Khantadze

  1. Panorama Trail in Borjomi-Kharagauli National Park

This is not an easy hike: you have to spend at least two days on the way, but you will learn a lot about Georgian biodiversity and peak into shepherds’ life, passing by their summer stations.

bknpPhoto: Vache VacheishviliPhoto: Vache Vacheishvili

There are also one day trails in this park: they are also picturesque, but panoramas of Caucasus are always something special, aren’t they?

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.